ПРИХОДЫ
ЦЕРКОВЬ - ЭТО ЖИЗНЬ
Новости
и статьи
Фото
Видео
Меню

Восстановление и строительство храмов – это соработничество

13.11.2023 img131.jpg

Завершается проект «Реставрация памятников религиозного назначения: методическая помощь епархиям и гражданским активистам», реализованный при поддержке интернет-портала «Приходы». В его рамках непосредственные участники процесса восстановления храмов – священники, приходские старосты, инициативные миряне, в том числе волонтеры – смогли пообщаться с профессиональными реставраторами, представителями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, тематических волонтерских организаций и фондов. Сегодня, уже за рамками проекта, предлагаем читателям взглянуть на тему реставрации храмов с точки зрения епархиального древлехранителя. Как выявляются новые объекты культурного наследия? Что делать, если нуждающийся в восстановлении храм находится в практически безлюдном селении? На какие средства можно провести реставрацию? Как подобное общее дело может стать толчком к оживлению культурной и общественной жизни в округе? Об этом и многом другом зашла речь в беседе корреспондента издания «Брянские миряне» с архитектором-реставратором, древлехранителем Брянской епархии Александром Перовым. Восстановление и строительство храмов – это соработничество, уверен он.

Живой процесс

Александр Петрович, о каком количестве сохранившихся руинированных храмов сегодня идет речь?

– На Брянщине до революции было более тысячи церквей. Только в Севском уезде действовало 107 храмов, сегодня – немногим более десятка. В Жирятинском районе находилось 26 храмов, сейчас семь, из них пять нуждаются в восстановлении. Самое большое количество остро аварийных храмов (это еще не руины, но служить там небезопасно) расположено в Брянском районе, их сорок пять. И каждый год объекты наследия довыявляются, поэтому назрела необходимость провести полномасштабный мониторинг с созданием обновленного объективного реестра и привлечением специалистов и радетелей.

img153.jpeg

Успешный опыт реализован в Иркутской области: уже второй год там проводятся исследования территории края с посещением памятников. По итогу работы статус памятников истории и культуры приобретут более 400 зданий. Здания, не прошедшие экспертизу, снимут с учета.

Еще лет двадцать назад, когда я обследовал памятники на Брянщине, выявил два объекта, которые вообще нигде не числятся, среди них усадьба Борщова в Семках. Но за давностью времени и отсутствием реставрационных работ некоторые объекты – храм Михаила Архангела в Крапивнах, Параскевы Пятницы в Шумиловке – утрачены, и это, к сожалению, неполный список…

Это живой процесс. Белобережская Иоанно-Предтеченская пустынь в 2017 году была исключена из реестра памятников, хотя это предтеча Оптиной пустыни: один из настоятелей брянской обители иеромонах Леонид, в схиме Лев, впоследствии стал первым Оптинским старцем. Ансамбль Белобережского монастыря составляли 32 здания и девять храмов. На молебны в собор иконы Божией Матери «Троеручица» приезжало до восьми тысяч паломников, а по тем временам это большой город. Уже мало что напоминает прежний облик монастыря. И когда мы с волонтерами исследовали надвратный храм обители, обнаружили, что его разобрали под фундамент...

Конечно, такие значимые исторические места на карте России нужно включать в реестр объектов наследия.

Разнообразие церковной архитектуры

Вы приехали на Брянщину в 2000-е, имея опыт работы архитектора-реставратора в Великом Новгороде, где богато представлено наше культурное наследие с ранних веков и у города есть свое лицо. Какой портрет Брянского края можно составить даже по руинированным храмам? Это смешанные стили архитектуры или есть преобладающие?

– В Брянске представлено все разнообразие церковной архитектуры, за исключением древнерусского стиля. Древнерусский храм находился только на территории Вщижа. Есть также единственный «парафраз» новгородского стиля – надвратный храм святителя Николая в Клинцах.

К западу ярко представлен пласт украинского барокко, планомерно распространено нарышкинское и даже елизаветинское барокко. Классика представлена очень яркими объектами – Воскресенским собором в Почепе и дворцовым ансамблем в Ляличах.

Доминирующая часть храмов эклектичны – построены в различных вариациях смешения стилей. В Творишичах есть своеобразный Преображенский храм. Помещица Варвара Николаевна Безобразова потеряла мужа, главу семьи, и построила храм без навершия. В интерьере прочитываются формы ковчега с палубой корабля, смотришь в окно на путеводную звезду, а под тобой – папье-маше горы Фавор, в которой находится алтарь.

Представьте, какие идеи воплощались в жизнь. Каждый храм был как отражение души, собственного рода. Мне кажется, сейчас пора к этому возвращаться. У нас пока упрощается архитектура, ускоряется время постройки храма – сказывается нехватка денежных средств. Видимо, такие условия диктует наше суетливое время. Но мы надеемся, люди придут к осознанию необходимости строительства храмов по велению души, и быть им самыми красивыми зданиями.

img168.jpeg

Трехпрестольный Никольский храм 1903 года постройки
в поселке Старь Дятьковского района

Архитекторы говорят, что современные технологии позволяют быстрее строить храмы: если раньше надо было двадцать лет, то сейчас можно управиться за десять. Так ли это?

– С этим могу согласиться. Но в прошлые века качество кладки кирпича было таким, что храмы стоят и сейчас. Читаю в истории одной из церквей, что купец хотел строить из выборгского кирпича и ждал очередь на него пять-семь лет, пока его привезут из Финляндии.

В новостройках города возможно и надо поторопиться, чтобы люди начали молиться. Поэтому сначала там строится временный храм, а затем уже основательный, каменный.

Студенческие проекты

Кто вам помогает в огромной работе по реставрации храмов?

– Мои студенты-архитекторы из строительного колледжа и инженерно-технологического университета. Даю им темы на дипломные работы – проекты храмов. И вот, например, храм Бориса и Глеба в Госоме – это дипломный проект учащихся колледжа.

Даже Успенский собор Свенского монастыря впервые увидели в развертке студенческого проекта. Свенскому монастырю более 700 лет, и когда Успенского собора не было, это был обезглавленный Брянск. А сейчас он виден с объездной дороги и является доминантой местности, куда же без него.

Никольский храм в Стари – тоже студенческий проект, его автор Рита сейчас пытается стать реставратором.

Таким образом, очень большой пласт дипломов по храмовой архитектуре положен в основу воссоздания брянских храмов. Конечно, они потом дорабатывались или перерабатывались, но все же послужили весомым подспорьем.

img170.jpeg

Храм Антония и Феодосия Печерских восстановлен по областной программе

Другая стезя – это областная программа. Например, по ней восстановлен храм Антония и Феодосия Печерских в Свенском монастыре. Сейчас по областной программе сделан проект Покровского храма в селе Селечня Суземского района и выделяются средства на его реставрацию. Но еще немалое количество разрушающихся храмов ждут своей очереди на восстановление или консервацию.

«Благодаря храму возродится и село»

Почему важно восстанавливать храмы? Ведь порой в населенных пунктах проживает мало людей, а и то вовсе никого. Только стоят полуразрушенные храмы, укоризненно напоминая о себе...

– В деревне Сергеевка Дубровского района, где живет несколько человек, остались руины храма преподобного Сергия Радонежского. С просьбой его восстановить к нам обратился фермер, у него там сельхозугодья. Мы задали ему тот же вопрос: «Зачем здесь восстанавливать храм?» На что он ответил: «Я верю, что благодаря храму возродится и село». Хочется поклониться таким людям до земли за их веру и осознание того, что происходит.

Но в ряде случаев все-таки нужно учитывать корректировки времени. Иногда думаешь: зачем такой большой храм на 800 человек в селе? Оказывается, его прихожанами были жители трех деревень. А сейчас хорошо, если человек пятнадцать придет. Как выйти из ситуации? Возможно, при храме нужно организовать библиотеку, музей, кружки, чтобы было место общения жителей, синергия – объединение интересов, и через образование, досуг люди будут постепенно воцерковляться.

И, конечно, храмы – это история, связь с предками, и ее нужно бережно сохранять. А сегодня мы плохо знаем историю, даже своего края, это могу сказать и по своим студентам. Туристические маршруты с включением посещений храмов также могли бы исправить ситуацию.

img182.jpeg

На чьи средства восстанавливаются разрушенные храмы? Ведь это многомиллионные вложения, которые не под силу приходу.

– Это и областная программа по возрождению храмов, и федеральная. Но по ней могут реставрироваться только памятники архитектуры федерального значения. Таких у нас немного. В нее вошел Преображенский храм Свенского монастыря. Уже составлен хороший проект, и скоро приступят к восстановительным работам. А так в основном за счет пожертвований благотворителей и прихожан. В Рогнедино в возрождении храма во имя святителя Алексея, митрополита Московского, принимают участие сами жители: носят кирпичи, подают их наверх мастерам.

img166.jpeg

Реставрация Преображенского храма в Свенском монастыре 

Как говорил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, памятники культуры принадлежат народу, и мы несем за них ответственность перед нашими потомками. Поэтому реставрация имеет колоссальное значение. «Историческую атмосферу наших городов нельзя зафиксировать никакими фотографиями, репродукциями и макетами. Эту атмосферу можно выявить, подчеркнуть реконструкциями, но можно и легко уничтожить – уничтожить бесследно. Она невосстановима. Надо хранить наше прошлое: оно имеет самое действенное воспитательное значение. Оно воспитывает чувство ответственности перед Родиной», – отмечал Лихачев.

В советское время были марки Общества охраны истории и культуры, я приходил к маме и говорил: дай пятнадцать копеек, мы на памятники сдаем. И у меня отложилось с детства, что я участвовал в реставрации разрушенных объектов. Смотрите, как просто и полезно – здесь и воспитание детей, и реальная помощь.

С какими основными проблемами приходится сталкиваться при реставрации аварийных и руинированных храмов?

– В советское время была государственная система реставрационных работ и подготовки для этого кадров, которая почти не сохранилась. Сегодня каждый регион занимается охраной памятников самостоятельно. Недостает специалистов как в области реставрации, так и в области строительства. На Брянщине у нас «полтора» архитектора-реставратора!

Но главная сложность – это необходимость выбора подрядчика через систему госзакупок плюс отсутствие профильного министерства. Нередко получается, что торги выигрывают фирмы, которые готовы работать по заниженной цене, и они не всегда высококвалифицированные...

Еще одной проблемой стало то, что проведение работ по сохранению объектов осуществляется в рамках фиксированной сметы, а это крайне тяжело осуществимо; раньше такого не было. На совещании, которое проходило на Рождественских чтениях в Москве, высказывалась мысль, что нужно убрать формулировку «научная реставрация»: с учетом введения торгов это уже реставрация по ГОСТу, когда вместо восстановления памятника мы можем получить фактически новодел.

Словом, проблем много, и одним днем их не решить, поэтому хорошо бы к этим вопросам подключать компетентных специалистов.

Храмы создают красивый силуэт города

Какие храмы на Брянщине удалось возродить, и какие находятся в стадии реставрации?

– Из пятидесяти храмов в Брянской епархии отреставрировано девятнадцать, сейчас реставрируется десять. Я приятно удивлен. И влияние владыки Александра в этом вопросе основополагающее – он уделяет большое внимание восстановлению святынь. Где-то ведутся предварительные консервационные работы. В некоторых храмах отреставрирован придел и уже совершаются службы.

Хотелось бы выделить Карачев – почти каждый храм там «плохо или горько», но реставрируется. Водружаются купола на Никольский собор, рассчитанный на три тысячи человек, в Карачевском Николо-Одрином женском монастыре.

Севский Спасо-Преображенский монастырь является памятником архитектуры федерального значения и действительно уникален. Монастырская стена, опоясывающая архитектурный ансамбль обители, выполнена наподобие Московского Кремля в итальянском стиле с завершениями по типу «ласточкиных хвостов». Но пока мы не можем подать документы на финансирование в Министерство культуры, потому что стены, башни, надвратная колокольня и Преображенский собор не стояли на балансе – обитель только в 2018 году была возвращена Церкви. На данном этапе мы занимается оформлением документов с тем, чтобы в дальнейшем подать заявку на включение его в программу. За этим стоит очень много документальной работы, в которой нам хорошо помогает заведующий епархиальным юридическим отделом Сергей Петрович Черепков. Почти на каждом объекте наследия есть такие сложности, которые необходимо решать коллегиально с помощью всех служб.

img204.jpg

Севский Спасо-Преображенский женский монастырь 
 уникальный памятник архитектуры XVIII века 

Храм – это наша душа. А город без храмов как – без души что ли? Уберите храмы с брянского силуэта, что останется? Многоэтажки? Самый красивый силуэт города создают именно храмы. В Брянске они содержатся в чистоте и красоте.

И надо всем нам постараться достучаться до сердец и до душ каждого, потому что процесс восстановления и строительства новых храмов – это соработничество.

Беседовала Елена ЛАРИНА

Фото Владислава Абакумова, Александра Сысоева

Интервью цитируется по публикации
 журнала «Брянские миряне»


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.

Яндекс.Метрика