Александр Филиппенко: «Содержание храма должно быть делом всей общины»
26.09.2023
Александр Филиппенко живёт на Донской земле в посёлке Углегорский, что в десяти минутах езды от станицы Тацинской. Работает вахтами на севере, а когда дома, помогает посильно на приходе Рождества Пресвятой Богородицы вместе с другими членами семьи. Все дети выросли на приходе, ходили в воскресную школу, сын Даниил и сейчас несёт послушание алтарника. Александр рассказал о том, как ему довелось строить единственный каменный храм за Полярным кругом, о пути к Богу и о своем понимании роли прихожанина в жизни храма.
Моя жизнь
После школы получил профессиональное образование, начинал работать на шахте «Тацинская». После её закрытия – на шахте «Восточная», что в поселке Шолоховский, ГРОЗом (горнорабочим очистного забоя) шестого разряда.
Потом шахты закрылись, и жизнь увела меня на Север – надо было кормить семью. Там работал дядя, Валентин Морозов, они и помог устроиться.
С 1997 года работаю вахтовым методом в «Ямбург Газдобыча» в поселке Заполярный. Специалист по тепловодоснабжению: контролируем комфортный режим работы независимо от времени года. А зима там длится девять месяцев.
Мой путь в храм
Крещение принял в годик от роду. Интересная история – я это помню. Отец мой был коммунист, депутат. Поэтому втихаря свозили нас с сестрой в хутор Богураев. Я увидел батюшку – он был во всём чёрном – и заплакал. За мной заплакали ещё пять детей, которых крестили в этот день. Сразу после крещения успокоился и заснул, и остальные пятеро за мной.
Сам в храм я пришёл впервые накануне женитьбы, за две недели до свадьбы: пришли окрестить будущую супругу. Священник Василий Маштанов (сегодня – епископ епископ Шадринский и Далматовский Владимир) потом крестил и всех наших четверых детей. Он их помнил всех по именам, интересовался: «А где Оля и Ксюша?», по-отечески, душой. И сегодня я с ним переписываюсь, обмениваемся поздравлениями к праздникам.
Впервые осознанно пришёл на богослужение, когда уехал на заработки. Господь привёл. Тяжело было без семьи. Работал – два месяца вахты на месяц отдыха, да плюс дорога. Семьдесят дней я был в отъезде, и всего 20 дней дома. Супруга оставалась одна с двумя детьми.
Первый раз я явно ощутил помощь Божию, когда жена была беременна сыном Данилом. Я тогда остался без работы, пришёл в храм и молился. Просил, чтобы Господь не оставит ни меня, ни мою семью. Так и случилось. Торговали конфетами два года. Потом снова устроился на вахту.
Как я строил храм за Полярным кругом
Наш генеральный директор побывал по строительным делам в Сочи, услышал проповедь Патриарха Алексия II, которая запала ему в душу. И его осенило: почему бы не построить храм в самой крайней точке России? И пригласить Патриарха его освятить. И так всё и случилось – освятили храм во имя святого апостола Иоанна Богослова.
Евгений Сергеевич Тимофеев по поручению руководства компании стал главным, а я ему помогал на строительстве.
Освящение происходило в августе 2021 года, прилетел Патриарх Алексий. Женщины его встречали – и татарки, и мусульманки. По их словам, из глаз Патриарха лился какой-то неземной свет и благодать. Для них это было неожиданностью и большим впечатлением.
В это время шли дожди, и были тучи комаров. Так вот, с момента приземления самолёта и пока был Патриарх Алексий на Ямбургской земле, не было ни комаров, ни туч. Ярко светило солнце. Чудо! Надо уметь замечать это.
В тацинском храме, дома, я помогал четыре года в алтаре.
Сегодня помогаю храму Рождества Пресвятой Богородицы в станице Тацинская, чем могу. В основном, физически: наводим порядок по мере сил. Наши дети – мои и батюшки – вместе привели в порядок алтарь.
Сын мой Даниил помогает отцу Ростиславу в алтаре с двенадцать лет. Сейчас ему уже шестнадцать. Нравится ему, уже и нас кое-чему может научить.
Старшие дочери выросли: Ксюша – медсестра, Оля работает в сфере туризма. Младшей сейчас тринадцать лет. Молимся Господу, Он помогает и подсказывает путь.
Я считаю
Содержание храма – это дело каждого верующего человека, будь то священник, диакон или мирянин. Мы все члены Церкви. Христиане собираются вокруг прихода, поэтому дело его строительства, содержания, хозяйственных нужд – забота каждого прихожанина.
Иногда доводится слышать: «А почему я должен помогать Церкви?» Такое отношение приводит к тому, что Церковь существует сама по себе, а верующий человек – сам по себе. Но мы все находимся внутри Церкви, и каждый из нас должен делать для неё что-то по своим силам. Храму нашему нужен капитальный ремонт. Душа болит.
Публикация сайта Волгодонской епархии